Как мы мало знаем о себе и как «много» знают окружающие о нас...
В большинстве случаев эти представления сильно отличаются от реальности. Но практически каждый считает себя специалистом в сфере человеческих отношений, чаще выдавая желаемое за действительное.
На сегодняшний день, очень актуальным стало исследование взаимоотношений внутри малых групп. Любой современный руководитель заинтересован в прибыли как это меркантильно не прозвучит, или в успешности освоения знаниями обучающимися различных образовательных учреждений.
Все это напрямую зависит в том числе и от того психологического климата, который наличествует в этом коллективе. Ведь человек это не бездушная машина. Он обладает целым букетом чувств, эмоций, свойств личности и многими другими качествами. Как комфортно он себя чувствует внутри данного коллектива? Насколько успешно он взаимодействует с другими членами коллектива? Как обстоят дела в его семье? Какие у него отношения с родителями, учителями, сверстниками?
Психология учитывая все эти нюансы, их взаимосвязь и влияние друг на друга, дают рекомендации по оптимизации отношений внутри группы.
Для диагностики взаимоотношений внутри малой группы и того как воспринимает человек сам себя, традиционно используется методика диагностики межличностных отношений разработанная в 1954 году Тимоти Лири. Есть переработанный вариант Л.Н.Собчик.
Эффективность методики доказывает факт ее популярности и например, то что она широко применяется спецслужбами Соединенных Штатов.
Доминирование а также дружелюбие — два основных момента, обуславливающие взаимоотношения внутри коллектива. Малой группой является не только семья или рабочий коллектив, но и школьный класс например. Данная методика позволяет сделать некоторые выводы о том, насколько выражены у диагностируемого типы отношения к другим людям, самооценке, его адаптированности в группе (дополнительно можно использовать диагностику по Роджерсу), о соответствии поставленных целей и их достижения в процессе учебы, работы и иных видов деятельности.
Опросник поможет выявить различные отклонения отношений внутри группы, как помощь при разрешении в том числе и конфликтов. Полученные результаты позволяют выстраивать стратегию в психокоррекции.
Я переработал тест для автоматизации процесса тестирования и вывода полученных и обработанных данных на печать.
На скриншотах мы видим результаты диагностики которые получены с помощью ДМО.
Перед началом диагностики, испытуемым следует внимательно прочитать инструкцию, содержащуюся в файле с опросником.
Кроме того, психологу следует самому зачитать и объяснить испытуемым инструкцию.
Самое важное. Обратите внимание испытуемых на то, что отвечать нужно только с помощью цифр. Никаких «да», «нет», звездочек и т. д. ставить не нужно.
Инструкция: На мониторе компьютера опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то поставьте в ячейке листа цифру 1, соответствующую задаваемому Вам вопросу. Если "нет", то не делайте пометки внутри ячейки. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторной диагностики. Еще один очень важный момент. Пусть они сразу, после окрытия файла сделают «Сохранить как» (Файл\Сохранить как...) и сохранят под своей фамилией с названием теста. Например: «Петров ДМО» - это исключит возможность открытия другими заполненного файла. Лучше всего, если психолог подготовит папку с файлми названными фамилиями испытуемых. Тогда обучающиеся будут работать только со своим файлом.
При использовании данной методики выпадает необходимость обсчета результатов. Испытуемый ответил на вопросы, а разультат Libreoffice Calc уже подсчитал в том числе и в виде графика. Лист с результатами готов и к выводу на печать если надо.
Интерпретация.
Первое о чем нужно сказать, так это о том насколько 2 графика соответствуют друг другу. Зависимость между отличием графиков друг от друга и реалистичностью поставленных перед собой целей обратно пропорциональна. То есть чем меньше отличий между «Я - идеальным» и «Я — реальным», тем более реалистичные цели испытуемый ставит перед собой. И следовательно реализовать эти цели шансов у него больше в противовес тем у кого нереальные цели. Если данные обеих графиков совпадают, то это может говорить об остановке личностного развития.
Следует обратить внимание на параметры дружелюбности и доминирования (на скриншоте обведены красным).
Кроме того, опросник выводит данные о типах отношения к окружающим его людям.
Первые 4 типа — преобладают неконформные тенденции. Склонны к конфликтности (3 и 4), их отличает независимость своего мнения и отстаивание собственной точки зрения. Склонны к лидерству и доминированию.
Вторые 4 типа — противоположны по своей сути первым. Конформные установки и конгруэнтность в контактах превалируют (7, 8). Неуверен в себе, податлив мнению окружения и склонен к компромиссам (5 и 6). Посредством анализа полученных данных и графиков, можно довольно-таки подробно охарактеризовать личность, положение человека в группе и насколько значима группа для личности.
Скачать автоматизированную методику ДМО, можно здесь...
Просмотров: 2845