Диагностика умственного развития школьников

 Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога, яаляется диагностика уровня умственного развития

 Исследованиям данной сферы посвящены много методик. Одни сложно назвать научными и работают как кроссворды из бульварных газет, являясь скорее развлекательными. Другие ориентированы на более взрослое поколение. Третьи подвергнуть автоматизации достаточно сложно.

Кроме того, не следует забывать и о самой процедуре тестирования, о тех маленьких нюансах которые могут отразиться на результатах тестирования.

Наиболее используемыми методиками для проведения диагностики умственного развития, являются:

  1. Школьный тест умственного развития (ШТУР)
  2. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
  3. Тест Айзенка, на определение коэффициента интеллекта (IQ).

 Данная статья посвящена методике ШТУР, так как по моему мнению она наименее сложна для автоматизации.

Данная методика, разработана еще советскими учеными, но актуальна и сегодня, поскольку диагностируются базовые знания и умения, которые априори должны быть в данном возрасте. Исследуемый возраст, соответствует 7-9 классам современной общеобразовательной школы.

 Необходимо отметить тот факт, что опираться в исследовании интеллекта и иных исследуемых сторон психики человека только на данные полученные с помощью всего лишь одной методики неразумно. Но дать вектор для дальнейшей работы и пищу для размышления, без сомнения она сможет с успехом.

Более подробно методика рассмотрена на могих интернет-ресурсах, достаточно в поиске ввести ШТУР. Я хотел бы дополнительно отметить тот факт, что кроме сторон интеллекта, можно диагностировать мотивацию достижени - уровень упорства с которым испытуемый пытается так или иначе достичь цели. Как сказал один из студентов колледжа "мозги кипят" - умственные упражнения на то и направлены, чтобы мозги иногда "кипели".

Об автоматическом подходе к исследованию интеллекта по методике ШТУР.

 Если мы используем компьютерный класс для диагностики, то необходимо чтобы остальная часть испытуемых в это время, была за пределами аудитории. Это необходимо для того, чтобы:

  1. Они не отвлекали испытуемых
  2. Не видели заранее вопросов

 Лучше всего, если на компьютерах установлена операционная система Линукс - это необходимо в том случае если вы используете локальную сеть с выходом за пределы компьютерного класса. Например наши обучающиеся проходя тестирование, работают с файлами которые физически располагаются в другом кабинете - кабинете психолога. Таким образом, решается сразу несколько проблем:

  1. Обеспечивается конфиденциальность тестирования, т.е. все результаты оказываются сразу в психологическом кабинете.
  2. Решается проблема лишней беготни с флешкой, которую не нужно в данном случае "тыкать" во все компьютеры.

 Windows не сможет обеспечить надежность работы локальной сети в аудитории с 16 ЭВМ и необходимостью связи с компьютером за пределами класса.

 Для успешной работы с методикой, необходимо использовать программу Libreoffice Calc(Openoffice Calc) - данная программа работает по "свободной" лицензии и может  использоваться бесплатно в организациях и дома, в отличие от той же Ексель.  Хочу предостеречь от ипользования Екселя. На моей практике, он некоторые формулы в тестах "съедал", поэтому пользоваться им не стоит.

  Итак. Перед тем как начать тестирование, стоит на всех компьютерах запустить методику и СРАЗУ (!) сделать предварительное сохранение (назвать файл фамилией испытуемого). Это конечно могут сделать и они, но на моей практике как правило более половины детей не знают как сохранять, как открывать и т.д.

 Лучше если в процедуре будет задействован помощник с секундомером, для отслеживания времени отпущенного на каждый субтест. 

Субтест

Число заданий в субтесте

Время выполнения, мин

1. Осведомленность 1

20

8

2. Осведомленность 2

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

 

 Субтестов 6 шт., и переключение от одного к другому осуществляестся внизу экрана.

После того, как они закончили. Они закрывают тест, программа спросит их о сохранении и они должны обязательно согласиться м сохранить результаты.

 Далее очень важная информация для экспериментатора. По умолчанию, лист с результатами теста скрыт для того чтобы шибко умные ребята не мухлевали. Вам же лишь достаточно щелкнуть правой клавишей мыши по заголовку любого листа и выбрать пункт "Показать". Страница с готовыми результатами появится на экране.

штур результаты

штур тест

При обработке результатов тестирования, необходимо опираться на следующие моменты:

  1. Для нашего возраста, а именно для первокурсников колледжа, необходимо набрать в сумме около 100 баллов, что соответствует возрастной норме
  2. Естественно, отставание в умственном развитии так просто не исчезнет и необходимо пробелы в умственном развитии корректировать (подробности в больших количествах есть в Интернет)

Естественно, я мог что-то упустить и не написать в данной статье, поэтому обязательно используйте обратную связь для коррекции текста.

Скачать методику ШТУР

 

Просмотров: 2855