Диагностика умственного развития школьников
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога, яаляется диагностика уровня умственного развития.
Исследованиям данной сферы посвящены много методик. Одни сложно назвать научными и работают как кроссворды из бульварных газет, являясь скорее развлекательными. Другие ориентированы на более взрослое поколение. Третьи подвергнуть автоматизации достаточно сложно.
Кроме того, не следует забывать и о самой процедуре тестирования, о тех маленьких нюансах которые могут отразиться на результатах тестирования.
Наиболее используемыми методиками для проведения диагностики умственного развития, являются:
- Школьный тест умственного развития (ШТУР)
- Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)
- Тест Айзенка, на определение коэффициента интеллекта (IQ).
Данная статья посвящена методике ШТУР, так как по моему мнению она наименее сложна для автоматизации.
Данная методика, разработана еще советскими учеными, но актуальна и сегодня, поскольку диагностируются базовые знания и умения, которые априори должны быть в данном возрасте. Исследуемый возраст, соответствует 7-9 классам современной общеобразовательной школы.
Необходимо отметить тот факт, что опираться в исследовании интеллекта и иных исследуемых сторон психики человека только на данные полученные с помощью всего лишь одной методики неразумно. Но дать вектор для дальнейшей работы и пищу для размышления, без сомнения она сможет с успехом.
Более подробно методика рассмотрена на могих интернет-ресурсах, достаточно в поиске ввести ШТУР. Я хотел бы дополнительно отметить тот факт, что кроме сторон интеллекта, можно диагностировать мотивацию достижени - уровень упорства с которым испытуемый пытается так или иначе достичь цели. Как сказал один из студентов колледжа "мозги кипят" - умственные упражнения на то и направлены, чтобы мозги иногда "кипели".
Об автоматическом подходе к исследованию интеллекта по методике ШТУР.
Если мы используем компьютерный класс для диагностики, то необходимо чтобы остальная часть испытуемых в это время, была за пределами аудитории. Это необходимо для того, чтобы:
- Они не отвлекали испытуемых
- Не видели заранее вопросов
Лучше всего, если на компьютерах установлена операционная система Линукс - это необходимо в том случае если вы используете локальную сеть с выходом за пределы компьютерного класса. Например наши обучающиеся проходя тестирование, работают с файлами которые физически располагаются в другом кабинете - кабинете психолога. Таким образом, решается сразу несколько проблем:
- Обеспечивается конфиденциальность тестирования, т.е. все результаты оказываются сразу в психологическом кабинете.
- Решается проблема лишней беготни с флешкой, которую не нужно в данном случае "тыкать" во все компьютеры.
Windows не сможет обеспечить надежность работы локальной сети в аудитории с 16 ЭВМ и необходимостью связи с компьютером за пределами класса.
Для успешной работы с методикой, необходимо использовать программу Libreoffice Calc(Openoffice Calc) - данная программа работает по "свободной" лицензии и может использоваться бесплатно в организациях и дома, в отличие от той же Ексель. Хочу предостеречь от ипользования Екселя. На моей практике, он некоторые формулы в тестах "съедал", поэтому пользоваться им не стоит.
Итак. Перед тем как начать тестирование, стоит на всех компьютерах запустить методику и СРАЗУ (!) сделать предварительное сохранение (назвать файл фамилией испытуемого). Это конечно могут сделать и они, но на моей практике как правило более половины детей не знают как сохранять, как открывать и т.д.
Лучше если в процедуре будет задействован помощник с секундомером, для отслеживания времени отпущенного на каждый субтест.
Субтест |
Число заданий в субтесте |
Время выполнения, мин |
1. Осведомленность 1 |
20 |
8 |
2. Осведомленность 2 |
20 |
4 |
3. Аналогии |
25 |
10 |
4. Классификации |
20 |
7 |
5. Обобщения |
19 |
8 |
6. Числовые ряды |
15 |
7
|
Субтестов 6 шт., и переключение от одного к другому осуществляестся внизу экрана.
После того, как они закончили. Они закрывают тест, программа спросит их о сохранении и они должны обязательно согласиться м сохранить результаты.
Далее очень важная информация для экспериментатора. По умолчанию, лист с результатами теста скрыт для того чтобы шибко умные ребята не мухлевали. Вам же лишь достаточно щелкнуть правой клавишей мыши по заголовку любого листа и выбрать пункт "Показать". Страница с готовыми результатами появится на экране.
При обработке результатов тестирования, необходимо опираться на следующие моменты:
- Для нашего возраста, а именно для первокурсников колледжа, необходимо набрать в сумме около 100 баллов, что соответствует возрастной норме
- Естественно, отставание в умственном развитии так просто не исчезнет и необходимо пробелы в умственном развитии корректировать (подробности в больших количествах есть в Интернет)
Естественно, я мог что-то упустить и не написать в данной статье, поэтому обязательно используйте обратную связь для коррекции текста.
Скачать методику ШТУР
Просмотров: 2996