Почему с подростком трудно договориться

Категория: Родительский клуб Опубликовано: 25.02.2018 Автор: Super User

Родителей в процессе общения своим ребенком подросткового возраста нередко обуревает стойкое ощущение того, что он не слышит, что он находится на какой-то другой волне в другом мире на другой планете или галактике.

Впрочем если подросток вроде бы и услышит родителя или сводругого взрослого собеседника, то совершенно не факт что он выполнит то что ему требуется. Вполне возможно что своим обещаниям с легкостью поступится не испытывая на этот счёт абсолютно никаких угрызений совести. Конечно на подобные вопросы есть ответы в области классической психологии и эти ответы приходят на ум в том числе и обычным взрослым. Эти ответы мгновенно возникают в голове о некомфортных его ощущениях и т.д., но том числе можно взглянуть на проблему несколько глубже, из области физиологии. И в данном случае к нам на помощь приходит нейробиология.

На сегодняшний день уже доподлинно известно что пубертатный возраст - это время масштабных масштабных изменений мозговых структур. И одним из характерных моментом здесь является так называемая истончение серого вещества мозга неокортекса, которая до этого только лишь увеличилась. Ненужные нейронные связи разрушаются, неважные межклеточные контакты от которых избавляются мозг. Всё это проявляется в ослаблении коры головного мозга и таким образом нейроны утрачивают множество связей с другими нейронами.

В принципе подобные изменения закономерны и необходимы так как если подобного редактирования мозговых структур не было бы, то существовал бы огромный риск возникновения в мозге так называемого информационного шума, нервные цепи воспринимали бы информацию не предназначенную для них, они будут мешать другим нервным связям и всё это в итоге окажет сильную сильное отрицательное влияние на остальные психические структуры. Например некоторые ученые склонны считать что это может являться одной из причин аутизма.

Приступая подобным образом мозг пытается соотнести себя с миром который его окружает и если различные нервные связи действительно нужны, то они останутся и наоборот усилятся. Также одновременно происходит масштабирование нейронных связей. Если раньше они были замкнуты в небольших структурах то на сегодняшний день они удлиняются разрастаются и начинают охватывать и дотягиваться до самых отдаленных центров мозга. Происходит как бы глобализация информационного обмена. Но всё это происходит не сразу конечно а постепенно. Реорганизация связей между нейронами начинается затылочных долях головного мозга и заканчивается в префронтальной коре которая в том числе отвечает и за самоконтроль и разнообразное принятие решений.

Вполне возможно что этим можно обосновать все негативные моменты которые в середине подросткового возраста приобретает ярко выраженные черты и человек не может адекватно соизмерять то что он делает и последствия которые могут наступить.

А вот с другой стороны находясь в постоянном поиске новых ощущений и впечатлений мозг пытается понять то какие мозговые связи ему необходимы и с другой стороны кажущаяся окружающим разумность поведения может происходить в том числе и из того что префронтальной коре не хватает нервных связей с центрами которые отвечают за мотивацию или удовольствие.

Дабы проверить гипотезу, сотрудники двух известных университетов пригласили юношей и девушек 13-20-летного возраста поиграть в игру. Суть игры заключалась в сортировке неких объектов, получая либо награду, либо штраф. Задание имело несколько вариантов система поощрений и штрафов, соответственно тоже. Ожидалось, что тщательность выполнения заданий будет тем выше, чем выше ставки. Так оно и было для 19-20 летних испытуемых. Младшие группы в целом играли хуже не обращая внимания на награду.

При этом, активность мозга регистрировалась с помощью МРТ и оказалось, что игровое поведение коррелирует с активностью префронтальной коры — чем выше обмен информацией с подкорковыми центрами мотивации и удовольствия, тем более тщательно человек подходил не только к игре, но и к вариантам ставок.

Таким образом становится ясным тот факт, что умение соотносить награду с объемом своих усилиё какой необходимо человеку затратить для ее получения возникает по мере возникновения субстрата — синаптических связей (и их упрочения) с близкими и далекими структурами. Юный мозг возможно и хотел чего-нибудь приятного для себя, но на данном этапе он просто не знает как это сделать и вообще, не может стратегически подойти к данному вопросу. Результат в итоге, совершенно очевиден — нерациональный отказ от поощрений, несоблюдение договоренностей и т.п.

Необходимо отметить тот факт — взрослые нередко тоже ведут себя достаточно импульсивно пытаясь добыть для себя те или иные «удовольствия» совершенно пи этом забывая о той цене, которую придется заплатить. Но причина подобного поведения иная — количество связей между центрами осуществляющими контроль и центрами удовольствия находится на достаточном уровне, но в ряде случаев они слабо реагируют на раздражители и слишком быстро к ним привыкают — в итоге ради ощущений приходится как бы «ослаблять тормоза».

Итог очевиден. Мы понимаем, что обещание «пряника» или «кнута» где-то в конце большого пути далеко не всегда работает. И созревающий в своем ритме мозговой субстрат не может созреть раньше срока положенного природой.
Невзирая на наши взрослые взгляды на проблему, наука говорит, что мотивировить подростка необходимо отднюдь не наградой или страхом наказания, а как-то по-другому. Например, напирая на то, что выполнять данную работу им будет просто интересно.
Хотя, многие специалисты в области педагогики или психологии давно знают об этом просто в настоящее время всё это еще и подтверждается исследованиями в области нейробиологии.

 

Просмотров: 600