Влияние совместных спортивных мероприятий на психологический климат коллектива ОУ
«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала»
(Десятая сатира Ювенала)
Говоря о формировании здорового образа жизни в молодежной среде, мы недостаточно уделяем внимание такой проблеме как «Психологический климат коллектива», который в том или ином виде существует в данном конкретном локальном месте. В данном случае на уровне колледжа или конкретного филиала.
Затрагивая вопрос психологического климата, я не хотел бы разделять преподавательский коллектив, остальных работников учреждения и студенческую среду обучающуюся в данном учреждении.
Совершенно естественным является тот факт, что нельзя разделять весь «контент» учреждения на подгруппы. Все учреждение должно выступать неким единым «кулаком» «в хорошем смысле этого слова. Если учреждение выступает единым фронтом, то невозможно его каким-то образом его коллектив (говоря о коллективе я имею ввиду всех людей которые находятся в данном учреждении) изменить в ту или иную сторону.
Александр Суворов говорил: «В здоровом теле — здоровый дух». Есть и противоположный взгляд на эту проблему: «Здоровый дух — здоровое тело». Оба утверждения абсолютно правильны. Более того, я считаю что они абсолютно взаимосвязанны и спор о «правильности» того или иного постулата — это спор о том что первично курица или яйцо?
Для начала, стоило бы разложить на составляющие понятие здорового образа жизни. ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:
- В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- Физические упражнения мальчика 2-х лет.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье
- Отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;
- Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
- На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
- Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
- Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
- Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
- Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.
Все эти компоненты абсолютно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. То есть здоровый образ жизни — это очень широкое понятие включающее в себя множество неотделимых друг от друга компонентов.
Но я хотел бы осветить небольшой сектор разрешающий проблему формирования здорового психологического климата в коллективе.
Для начала немного физиологии. Одной из существенных проблем современного человека является стресс. И это обусловлено не только страхом перед чем-то. Как-то провели такой опыт. В две соседние клетки посадили кошку и мышь. Они имели возможность постоянно видеть друг друга и испытывать сильные эмоции. Чувство страха, которое испытывала мышь очевидно и бесспорно. Кошка же в свою очередь испытывала так называемый стресс охотника (близок локоть, да не укусишь). И стресс испытываемый кошкой был не меньше чем страх мыши. Уровень адреналина просто зашкаливал.
Современный человек находится в подобной ситуации на протяжении всей жизни. Только рамки, которые его ограничивают — культурные, законодательные, те архетипы которые сложились в данном обществе.
Адреналин — гормон стресса. Его цель — мобилизовать силы организма для реализации чего-либо. И если эти силы не находят выхода, то наступает стрессовая ситуация, а также различные физиологические проблемы вплоть до летального исхода. (можно провести аналогию с камерой которую накачивают воздухом до тех пор пока она не лопнет). Становится понятной так называемая «полезность» энергетических напитков для организма.
Итак, длительное воздействие адреналина на организм человека разрушительно. Совершенно естественен тот факт, что такой человек неспособен эффективно взаимодействовать с другими людьми. Позитивный психологический климат в коллективе где люди постоянно испытывают стрессовые ситуации, попросту невозможен. И наоборот, в коллективе в котором индивидуумы реализуют различными способами данные ситуации — по меньшей мере имеет позитивный вектор развития.
Каким же образом нивелировать влияние адреналина на организм?
На самом деле, природа это придумала уже давно за нас. И данные механизмы во многом коррелируют между собой как у человека, так и у остальных животных. Физическая активность — вот то гениальное изобретение, которое придумала природа. Всем знакомо ощущение боли в мышцах, которое мы испытываем после физических нагрузок. Это обусловлено молочной кислотой, которая разрушает адреналин и таким образом, человек избавляется от стресса и чувствует себя на высоте.
Но как физическую активность поставить на службу психологическому климату? Различные групповые спортивные игры и в нашем случае, в которых участвуют и студенты, и преподаватели (я думаю, можно проводить и различные соревнования с участием желающих родителей) выполняют отличную психотерапевтическую функцию и повышают уровень доверия и позитивного отношения друг к другу. Кроме того, немаловажно и их влияние на коллектив как объединяющий фактор формирующий позитивный психологический климат.
В нашем филиале, много лет проводятся различные спортивные соревнования с участием студентов и преподавателей. Факт их позитивного влияния на психологический климат неоспорим и эмпирически находит свое бесспорное подтверждение. Различные межличностные конфликты, которые так или иначе естественно неизбежны между преподавателями и студентами после таких соревнований нивелируются и находят свой позитивный выход.
Литература:
1. Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1981. - С. 12-15, 27-28 2.
Просмотров: 1921