Формирование правового поведения подростков

Категория: Статьи Опубликовано: 09.02.2015 Автор: Super User Печать E-mail

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Красногорский колледж Щелковский филиал

Тема: «Использование открытого программного обеспечения (GNU General Public License) — как способ формирования правового поведения подростков»

 Данная работа была признана лауреатом Московского областного конкурса социальных проектов и инициатив, образовательных организаций Московской области, общественных организаций и объединений направленных на профилактику безнадзорности, преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в 2014 году, проводимом в АСОУ

"Суров закон, но это закон", т. е. каким бы ни был суровым закон, его следует соблюдать. Отсутствие уважения к законам - наш национальный недостаток. Знаменитое: закон законом, а дружба дружбой - пора оставить. Нашим лозунгом, - нашим лозунгом должно быть другое... Dura lex, sed lex. (Стефан Жеромский, Бездомные.)

 Формирование правового поведения граждан РФ — одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

 Возникает закономерный вопрос — «Почему»?

 На сегодняшний день мы имеем несколько неприятную ситуацию. Повсеместное неуважение к закону стало нормой (начиная от малышей перебегающих с мамами дорогу на красный сигнал светофора, заканчивая взрослыми, которые проводят многомиллионные мошеннические схемы). Более того, неуважение к закону — так или иначе модно. И это то, что к сожалению является неоспоримым фактом в нашей стране.

Для начала, следует разобрать сам термин правового поведения.

 Правовое поведение - социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия. Поведение людей является правовым, когда находиться в сфере правового регулирования, то есть урегулировано нормами права. Под правовым поведением может пониматься поведение отдельных индивидов, групп, общностей людей.

 Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он ведет себя по отношению к другим и обществу в целом, идеям, к внешнему и внутреннему миру, к самому себе. Как это рассматривается со стороны, как это регулируется общественными нормами нравственности, эстетики и права. Считается неоспоримым тот факт, что все наше поведение социально обусловлено и поэтому, естественно, все оно социально, но может быть и асоциальным, то есть нарушающим закон.

Получается, что формируя правовое поведение, мы параллельно решаем и проблему асоциальности, потому что человек соблюдающий правовые нормы не демонстрирует в основном таких поведенческих явлений.

Асоциальное (от греч. «а» – отрицательная частица) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам. Отсюда асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений.

 Похоже обстоит дело и с понятиями мораль – нравственность и асоциальное поведение. Все их знают, употребляют, но четкой разницы между ними невозможно найти ни в одной работе по этике, не говоря уже о том, что сами эти понятия также не имеют ясных определений. Мораль – это некое совмещение «Я» и «Ты», возможность диалога, единства. Общество обособляет, а мораль выступает своеобразной компенсацией за отчуждение. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность. К примеру, гедонистическая мораль, где основной принцип – наслаждение, эгоизм, не является социальной. Почему? Человек озабочен только собой и стремится получить максимум положительных эмоций и минимум отрицательных. Звучит заманчиво. А почему мы должны стремиться к отрицательным эмоциям? Подвох в том, что здесь имеет место озабоченность только собой, а интересы другого просто не принимаются в расчет. Отсюда базовое противоречие. Внутри своей морали человек сохраняет идеалы и ценности, а мораль выступает способом или формой их реализации. При взаимодействии с другими людьми, чьи интересы он вольно или невольно игнорирует, его поведение будет восприниматься как асоциальное.

 «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное» (из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до . н.э.). То есть в человеке есть как и животное начало, так и то что нас очень сильно от животного отличает и что делает человеком.

 Психологическая подоплека асоциальности лежит в том числе и в чувстве противоречия, которое характерно преимущественно для подросткового и юношеского возраста. Данная проблема хорошо была рассмотрена Иваном Сергеевичем Тургеневым в его «Отцах и детях».

 Итак, чувство противоречия, проблема отцов и детей (где отцы — это те или иные социальные нормы). Данное явление является закономерным для этого возраста. Более того, оно так или иначе необходимо, так как его поздние проявления имеют большой риск быть очень негативными с далеко идущими последствиями. Асоциальность, является как бы проявлением энергии. Разрушение общепринятых норм нередко является тем двигателем, который заставляет наше общество эволюционировать. В историческом разрезе, можно увидеть массу примеров этого. Это и древнегреческие философы, и Галлилей, и Джордано Бруно, и Бетховен, и наш Ломоносов. Далеко не полный список личностей, которые были асоциальны в той или иной степени для их современников. По прошествии определенного времени их взгляды стали нормой и их асоциальность исчезла. Они стали непререкаемыми авторитетами.

 То есть рассматриваемое нами явление, имеет как минимум 2 направления: отрицательное и положительное. Задача образования, родителей и социума в целом — не подавлять энергию, а направить ее в позитивное и полезное русло. Подавление энергии, сродни попытке удерживания пара в кипящем самоваре. Без возможности выхода пара, самовар взорвется. Необходимо пар или стравливать, или направлять на полезную работу.

 Возвращаясь к тематике работы, я хотел бы остановиться на очень важном для российского общества вопросе, а именно на юридической стороне, которая без сомнения является далеко не последним кирпичиком в фундаменте рассматриваемого нами вопроса.

На сегодняшний день, в России да и во многих иных странах сложилась комичная ситуация. Мы в той или иной степени (в силу правовой безграмотности) являемся нарушителями закона с точки зрения IT. Каким образом? Используя в своей работе пиратские программы (начиная от операционной системы и заканчивая различным прикладным программным обеспечением), мы не задумываясь (или наоборот, напрямую зная) по сути участвуем в воровстве. Мы (и физические и юридические лица), нарушаем ряд нормативных актов которые закреплены в законодательстве Российской Федерации. Иными словами, в той или иной степени это косвенно влияет на асоциальность поведения людей. Ведь если асоциальность — это нарушение установленных норм (в том числе и законодательных), то в данном случае как говорится факт налицо.

Человеку необходимо с малых лет делать акцент на главенстве Закона. Даже если какие-то моменты нам кажутся донельзя глупыми и ненужными, но их соблюдение — это (как бы высоко это не прозвучало) целая «философия».

 Пример: Один немец отвечая на вопрос о том, когда в России всё будет хорошо, сказал сто тогда, когда «...все люди начнут переходить улицу на зеленый сигнал светофора

 Я заметил, что люди начинают обращать внимание на юридическую сторону тогда, когда начинают использовать программное обеспечение в операционной системе Linux.

 Для тех кто не в курсе, Linux — это операционная система альтернативная все известной Windows. Она практически ничем не уступает Windows, а в чем-то даже превосходит (например, в безопасности, стабильности и бесплатности большинства дистрибутивов). Но самое главное это то, что те кто начинают ей пользоваться, волей-неволей начинают обращать внимание на юридическую составляющую использования программного обеспечения. Установка программ (например в самых популярных дистрибутивах UBUNTU или LINUX MINT) в штатном варианте, не предполагает установки «пиратского» п/о.

 Казалось бы, при чем здесь «правильность» программного обеспечения и профилактика асоциального поведения? Дело в том, у людей пользующихся данной категорией софта, законность становится «идеей фикс». Причем со временем, это поведение переходит и на другие сферы жизни.

Но почему именно Linux? Это самая доступная (в силу бесплатности) операционная система, а также простоты использования (этот момент во многих дистрибутивах реализован даже лучше чем в Windows).

Конечно, данная методика не является панацеей и не приведет к глобальным результатам в масштабах всей страны, это всего лишь один из реальных (я подчеркиваю, реальных) способов изменить поведение человека в нужном направлении.

Необходимо указать на тот факт, что в России на правительственном уровне закреплено соблюдение законодательства направленного на защиту авторских прав и кроме того, Правительство РФ в распоряжении от 17.12.2010г. №2299-р закрепило план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 годы.

Отсюда следует (так как распоряжение принято 3 года назад), что в образовательных организациях нет проблем с использованием данного вида П/О и остается его популяризация в обществе.

Популяризация Линукс, Free BSD и иных систем подобного рода, должна быть неразрывно связана с правовой стороной вопроса, кратким изучением патентного законодательства, изучением вопроса так называемой «лицензии наоборот», когда авторское право (говоря простым языком), разрешает не просто свободно пользоваться, но и беспрепятственно распространять, изменять код системы и т. д. - то, что обычные лицензии запрещают.

Правовое просвещение таким образом, особенно ориентированное на чувство противоречия, на извечный конфликт отцов и детей, характерные для подросткового возраста, формируют в подростке уважение к любым проявлениям законности не только в сфере программного обеспечения, но и в бытовой. И происходить это нередко будет «назло» правовому нигилизму отдельных представителей общества.

 Что самое важное, со временем это переходит в сферу добровольного подчинения закону а не в сферу боязни наказания за правонарушения.

  Таким образом, мы достигаем нескольких целей:

  1. Происходит формирование у человека знаний правового устройства общества не только в теории как на уроках права, но и в обычной жизни.
  2. Формируется уважение к закону, понимание нужности правового регулирования общественных отношений.
  3. Самое главное это то, что в человеке не подавляется личностная свобода, а как бы переходит на другой уровень. Формируется не боязнь, а уважение закона.
  4. В конечном итоге (конечно, при комплексном подходе), мы получаем правовое общество, умеющее не только соблюдать закон но и обоснованно отстаивать свои права.
  5. Это тот кирпичик в здании цивилизованного общества, который может и маленький, но очень важный.

Психологическое обоснование работы, базируется на принципах:

  1. Бытие, определяет сознание... немецкий философ К. Маркс
  2. Принцип «единства сознания и деятельности» - базовый принцип отечественной психологии который сформулировал советский ученый — психолог С.Л. Рубинштейн

 Знакомясь с любой компьютерной программой (при условии использования GNU Linux), молодой человек задается вопросом «А почему я не могу установить скачанный с варез-портала или торрент-трекера MS Office или 1С Предприятие?». И тут невольно он знакомится с тем что оказывается использование программы ограничивается... лицензией... «Что такое лицензия?». «Почему она ограничивает использование одних программных продуктов и разрешает использование других?». Эти вопросы сами по себе возникают у части пользователей Linux.

 В итоге формируется «правовое бытие» по Марксу, которое окружает подростка со стороны IT. Естественно что со временем «правовое бытие» начинает определять и правовое сознание молодого человека Еще раз подчеркну тот факт, что начиная с первых классов школы вплоть до высшей школы, на уроках информатики и иных уроках так или иначе связанных с использованием компьютеров, необходимо постоянно подчеркивать тот факт, что использование того или иного программного обеспечения имеет под собой юридическое основание, будь это свободная или закрытая лицензия. Волей-неволей человек со временем начинает обращать внимание на правовую составляющую вопроса используя Linux, Free BSD и иные системы подобного рода.

Следующим этапом использования данного вида операционных систем (критерием того, что человек «подсел» на данную операционную систему является то что он ей начинает пользоваться дома), является интересный факт: у пользователя начавшего активное использование системы постепенно меняется мировоззрение. Акцент смещается на «правовую» сторону использования различных приложений, правомочность использования тех или иных программ становится своеобразной философией и в последствии, данное правовое поведение распространяется и на обычную жизнь. В большинстве случаев соблюдение законности носит принципиальный характер (здесь используется черта присущая всем молодым людям — желание идти как бы «против течения», но я имею ввиду против того правового нигилизма которым заражена большая часть нашего общества).

 Конечно, все эти изменения происходят далеко не у всех, далеко не все знают что мир операционных систем обширен и не ограничен одной «Виндовс». Это всего лишь один из способов, предложить подросткам и иным людям альтернативу не только поведения за компьютером, но и поведения в быту, что для психолога и является целью. При этом, внутренняя энергия, обуславливающая «не правовое» поведение никуда не делась — мы вместе с человеком направили ее в полезное русло.

Кроме того, учитывая сегодняшние политические реалии, мы нейтрализуем зависимость от одной страны в плане софта и становимся независимым и свободным человеком, который решает проблемы находясь в правовом русле.

PS. В данный момент, я пишу эту работу используя операционную систему LINUX MINT (дистибутив Линукс) и офисный пакет Libreoffice, который практически ничем не уступает MS Office. При этом, заметьте ни одного патента я не нарушил. Кроме того, никаких трудностей работы с программой я не испытываю. На моем компьютере все приложения лицензионно чистые, что не может не радовать.

Список использованной литературы

  1. Мир лицензий: разбираемся с GNU GPL http://habrahabr.ru/post/45808/
  2. Современная энциклопедия «Академик» http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/38550 3. Linux 2013, М. Кофлер

Просмотров: 2562