Социально психологическое тестирование как мотивировать родителей

Категория: Психодиагностика Опубликовано: 19.05.2017 Автор: Super User Печать E-mail

Вашему вниманию предлагается выступление Владимира Лукичева - ведущего специалиста психологического отдела в ГБОУ МО "Ариадна"

 

 Здравствуйте уважаемые коллеги! Я приветствую вас приветствую вас в новом формате. Новом не только для вас но и для меня. Сегодня мы работаем в режиме вебинара. Такого раньше не случалось. Но я надеюсь что этот режим станет для нас продуктивным, хорошей традицией и будет достаточно полезен для нас.

Работаем мы не просто так, а как вы знаете работаем мы в рамках проекта по социально-психологическому тестированию молодёжи. Базируется это тестирование как формирования рисков аддиктивного поведения.
Насколько это корректная, насколько это правильная формулировка мы можем поговорить с вами отдельно. Но сегодня у нас тема с вами немножко другая.

 Не секрет что на пути реализации данной задачи возникает много трудностей. И одна из основных трудностей - это сопротивление. Причём сопротивление это многомерное и определить единственный источник довольно сложно.

 Мы привыкли говорить о том что родители не очень охотно дают согласие на тестирование, дети стремятся его прогулять. Но сегодня я хочу сказать еще я там сопротивление которое остается невидимым, но которое играет быть может главенствующую роль в этом вопросе. Это сопротивление самих педагогов, то есть самих исполнителей данного тестирования. Отчасти мне понятен этот феномен и я буду сегодня стараться говорить о нем с точки зрения деликатности.

 Потому что моя тема которая формулируется как мотивационные технологии в работе с родителями, это тема которая раскрывает в первую очередь основы деликатности ведь мотивировка это не принуждение.

 Мы с вами поставлены в очень странную ситуацию. С одной стороны данный процесс является добровольным, эта формулировка подчёркнута, она законодательно закреплена. С другой стороны от нас требуют едва ли не стопроцентного согласия от родителей (93% если быть точным). Вы понимаете что если человек обладает свободной волей то он может как согласиться, так и отказаться. Причём причины могут быть совершенно разные и вовсе не желание скрыть наркоманию своего сына. Может быть это просто недоверие к школе А такие феномены повсеместны. И вот если мы с вами говорим о праве человека на свободную волю то говорить о каких-то предельных цифрах довольно сложно. Поэтому давайте мы закрепим в нашем понимании то, что мотивация строится на деликатном создании контекста при котором человек сам придет к тому выводу, которым мы хотели бы с ним поделиться.

 Я попробую поговорить о том как правильнее это сделать.

 Я не случайно сделал такую смысловую загогулину, потому что первое о чём нам здесь придётся говорить, это как раз таки сопротивление самих педагогов. Кому как не вам собственно придётся работать с родителями и проводить мотивационные беседы.

И здесь первый аспект мотивационной беседы - личное отношение.

 Я уверяю вас, если этот пункт не проработан то все остальные не будут иметь никакого успеха. Если вы выходите к аудитории не веря и не понимаю о чём вы говорите, то очень вероятно что эффект даже при идеальной реализации технологической стороны процесса будет крайне низкий.

 С другой стороны если вы осмысленно, имея личное отношение обращаетесь к аудитории товар то вас услышат.
 Это подтверждается не только академическими исследованиями, но и опытом, в том числе личным.
Итак про личное отношение к тестированию. Знаете у меня у самого долгое время были сомнения о полезности этой работы - нужна ли она, является она чисто бюрократической, статистической, ни к чему не ведущей или всё-таки у неё есть некоторый эффективный потенциал. На данный момент я прихожу к выводу что этот потенциал есть.

 Я лишился некоторых иллюзий готовя некоторые программы и думая что они немедленно будут реализованы на самом высоком уровне. Нет.

 К сожалению там решения принимаются намного медленнее но тем не менее некоторый прогресс в сфере первичной и вторичной профилактики обозначился. И поэтому сегодня я могу говорить намного увереннее о том что социально-психологическое тестирование имеет смысл А вот какое, об этом речь пойдет ниже.
 Но тем не менее напомню что пока мы с вами обсуждаем факторы всего лишь мотивационной работы с родителями.

 Итак, поименовали первый этап тестирования - это личное отношение.

Второй - информирование.

 После того как мы обозначали почему это важно, как вы лично относитесь к тому что эта мера введена в вашей школе, вы переходите к информированию. Очень важно понять что информирование это не запугивание. Давно уже в соответствующей литературе многократно, экспериментально подтверждено что негативная профилактика в работе с молодёжью не ведет позитивным изменениям. Не ведет к усвоению тех установок которые в общем-то гарантируют профилактологи.

 Нет. Если непродуктивно запугивать детей, то еще менее продуктивно запугивать взрослых которые являются уже сформированными личностями, имеют свой определенный взгляд на проблему и поэтому очень важно различать информирование и запугивание.

 Информирование это когда вы просто обозначаете эти все феномены которые имеют место быть и я вас уверяю - вам не придется лезть за словом в карман и и эффект будет намного больше потому что за последний трудовой скажем так год, подростковое сообщество пережилопо меньшей мере три тревожные тенденции. Одну мы с вами знаем уже очень давно. Вся Московская область давно лежит под синтетическими наркотиками. Слава Богу об этом заговорили и слава Богу законодатели обратили внимание на эту проблему спустя 6 лет и на том спасибо.

 Действительно государство много сделало, но тем не менее синтетические наркотики становятся всё более и более смертоносными и одновременно скрытыми.

 Вы знаете - сегодня существуют наркотики о которых не имеет понятия ни один специалист и вашим детям никто об этом не расскажет кроме тех немногих и профильных специалистов, которые этим занимаются. Они хорошо знают эту тему, и которые именно в рамках подготовки социально-психологического тестирования транслировали вам информацию. Я вас уверяю, что обозначаю эту абсолютно реальную проблему вы получите намного больше, чем запугивая что если ваш ребенок попробует один раз наркотики - у него отвалится нога - он станет физически зависим. То есть все эти байки ни на кого уже никакого эффекта не оказывают. Достаточно показать реальность. 

Второе в блоке информирования.

В этом году огромный медийный эффект имела тема так называемых групп смерти. Паблики типа "Тихий дом" "Море китов" и так далее. Это паблики ВКонтакте а в которых подростки убивают своими суицидальными наклонностями следовали за своими кураторами и в процессе вот этой вот игры подобные группы, и участие в подобных группах приводило их самоповреждению, либо даже к совершению суицида.

Я не хочу анализировать этот феномен он крайне сложен и в нём много всего намешано и некоторые Вполне себе скажем общественные участки спекуляцией на этой теме вызывают у меня не меньшее отвращение, чем скажем зло установленное - вот эти вот самые страшные кураторы которые за всем этим стоят.

Тем не менее так или иначе этот факт показал что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностировал суицидальную наклонность у многих подростков. Я готов привести список тех групп которые появились ВКонтакте во многом благодаря масс-медиа которые эту тему растрезвонили, что вот такая тенденция имеется и подстегнули многих к созданию подобных групп. Но они исчисляются сотнями, тысячами и они множатся.

 Это значит что — да, конечно совсем ничтожный процент из тех детей которые находятся в этих группах совершат суицид и что это у них очень популярно, и да, порезать себе вены на руке - вначале это как бы такой ритуал инициации, и очень немногие дойдут даже до этого... Но интерес! Мы диагностируем очень большой интерес у подростков к этой теме. И это тоже нужно показать. Сказать что посмотрите, что это происходит повально. Детям не так-то уж интересно жить. Они не так-то уж чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не так-то уж просто находят себя среди социальных возможностей. Их тянет символика смерти. И это не спекуляции - это реальность. Есть реальный материал на который можно опираться. 

Говоря это я знаю что сейчас уже готовится презентация, которая будет предоставленна вам в помощь где все эти темы, все эти тенденции будут подробно освещаться с фото и видеоматериалами.

Ну и наконец последнее в блоке информирования - это подростковая делинквентность.

Это тенденция к правонарушениям. Вы понимаете что подростковая агрессия - это грабежи, изнасилования - в общем, много страшных вещей вещей которые практикуются к сожалению группами подростков с достаточно юного возраста. Я не буду сейчас приводить отдельные феномены навскидку. Вот мне сейчас в голову пришла та трагедия которая в Пскове произошла. Вы знаете когда подростки завладев оружием устроили перестрелку с органами полиции, потом закончили жизнь самоубийством. В общем дикая история. Ну вот это проблема имеет не такой драматический и не такой резонансный угол преломления - это например школьная травля. Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех кто по уличным законам жить не умеет. Это всё один феномен одного и является продолжением другого.

Вот покажите эти три проблемные группы. Покажите эти три проблемные контекста. Не надо ничего утрировать, просто покажите их родителям и мне кажется что какое-то зерно сомнения в том что их ребенок защищен, и что ему этого не надо у них улетучится.

Дальше мы с вами проговорили - личное отношение.

Формирование личного отношения. Информирование. Очень важно. Проговорили про что информировать и как. Идем дальше. После того как вы проинформировали родителей, очень важно восстановить диалог. Очень важно показать что вы находитесь в партнерских отношениях. Не мне вам рассказывать что между школой и родительской общественностью очень часто возникает противостояние. Очень часто мы наблюдаем разрыв и недопонимание. Поэтому если вы будете говорить немножко с кафедры, немножко сверху-вниз, то это будет явно не продуктивно воспринято родительской общественностью. В штыки. Мы с вами сами специалисты по воспитанию своих детей.

Поэтому нет - только диалог, причём диалог помогающий. Как он строится? Вы спрашиваете родителей о трудностях. Вы после того как рассказали им об опасностях, спросите "А вы что-нибудь замечали странного в поведении своих детей?". Вот какие-нибудь, давайте навскидку, вот какие-нибудь странные вещи, которые вам сразу непонятны. После этого, я вас уверяю, вы начнете говорить с людьми заинтересовано, видеть другие голоса. Они начнут вам задавать вопросы - другое дело что вы не на все возможно сможете ответить.

Вот именно для этого и нужно социально-психологическое тестирование.
Потому что именно эти профессиональные инструменты позволит в дальнейшем дать ответы на вопросы на которые не может сегодня дать ответ специалист работающий в школе.

Итак, опрос о трудностях, вступление в диалог.

После этого работа со страхами.

Что такое работа со страхами? Это 4 пункт нашей мотивационной работы. Традиционно у родителей есть страхи. Они выражаются очень просто: это то что моего ребёнка заклеймят наркоманом. Но здесь не хочется долго останавливаться - мы с вами каждый год говорим об одном и том же социально-психологическое тестирование не может ни при каких обстоятельствах являться основанием для постановки диагноза наркомания или алкоголизм. Не может. Точка. Всё.
Но есть еще один характерный страх который родители, когда начинаешь с ними общаться предъявляют, это страх что в результате тестирования их ребёнок будет ославлен на всю школу.

И вот в этом месте вы без какой-либо тени сомнения можете говорить что это тестирование остаётся анонимным. То есть результаты не персонифицированы. Это значит, что никакой негативной, способной повредить ребенку информации у кого бы то ни было просто не окажется. Поэтому эти страхи спокойно блокируются фактами, которые именно таковы и вам не придется здесь кривить душой.

Ну и наконец. Заключительный этап мотивационной беседы. Ежели мы человека просим что-то сделать, то очень вероятно что мы всё-таки действуем во благо. Давайте с вами так думать и мне кажется, что всё-таки у нас есть для этого основания. А ежели мы мотивируем человека к чему-то хорошему, то давайте объяснять ему собственную выгоду - зачем ему это нужно. И это один из самых тонких, из самых может быть неочевидных моментов мотивационной беседы.
В чём же выгода в частности для родителей о том что это тестирование будет проведено? Я бы хотел с акцентировать ваше внимание на 2 моментах:

Первый момент. Об этом говорить ещё немножко рано, немного предварительно, но уже есть веские основания предполагать, что со следующего года тестирование будет проводиться по несколько иной методике. Структура исследования, цели и задачи исследования немножечко смещены. Расставлены другие акценты. И для этого есть причина. Помните мы с вами говорили про информирование, и говорили про три характерные тенденции каждая из которых опасна - суицидальные настроения в подростковой среде, делинквентность и наркотизация. И вот нынешняя методика, как я полагаю, поскольку центр Ариадна сейчас работает над созданием такого инструмента, эта методика будет охватывать все три проблемных поля. Это значит что мы сможем охватить весь комплекс проблем с которыми встречается ребенок в образовательном учреждении. И вы знаете эту информацию невозможно использовать непрофессионально. То есть вот этот классический страх что "...ой теперь вот этот меня посчитал", абсолютно здесь нерелевантен. Потому что это будут профессиональные данные которые помогут специалистам и экспертам на местах вести тонкую, зрячую психопрофилактическую работу с вашими детьми. И собственно к чему всё это должно в итоге привести? Это всё должно привести к системной интегрированной психопрофилактике в образовательном пространстве, которая будет решать задачи обеспечения безопасности вашего ребёнка, а не просто насыщать образовательное пространство какими-то мероприятиями для обеспечения отчётности.
Ну что ж, сказано уже достаточно много. Я думаю чтобы вся эта информация у нас с вами каким-то образом получше бы уложилась, без визуального компонента не обойтись и поэтому я предлагаю вот ту часть которая уже проговорена, слегка визуализировать и давайте с вами обратим внимание на первый слайд - итак это то что мы с вами уже только что проговаривали - этапы мотивационной беседы.

Первое - личное отношение построенное на понимании смысла и цели процесса.

Я очень надеюсь что в ходе сегодняшней беседы мне удалось показать вам зачем и как это делается, почему, и какие перспективы у данного процесса. И я очень надеюсь, что вам будет чуть полегче объяснить это родителям.
Далее. Информирование. Вы помните никаких спекуляций, никакого запугивания, никакого давления. Мы просто показываем объективную реальность, которая насыщенна на сегодняшний день достаточно серьезными рисками. Это наркотизация. Это суицид. Это делинквентность.

Следующий этап - диалог. Мы обращаемся к аудитории мы устанавливаем с ней контакт. Мы спрашиваем - "А что вы замечали за своим ребенком? А что вы уже сейчас готовы обсудить? Возможно уже сейчас у вас есть какие-то затруднения?". То есть вы становитесь партнерами с вашей аудитории вы не говорите сверху-вниз - вы говорите на равных.

После этого работа со страхами.

Вы разряжаете страхи которые безусловно есть у родителей. Которые как правило они являются тем основанием сопротивления которое мы часто встречаем в школе.

Ну и наконец последнее. Обозначение выгоды.

Вы говорите про то что новый метод исследования будет более комплексным, он позволит оценивать в том числе и суицидальные риски для детей. И здесь я не знаю такого родителя который бы возражал против необходимости такого исследования. Ну и здесь вы говорите о том что всё это ведёт пусть к постепенному, пусть к точечному, очень последовательному, но всё-таки созданию общего психопрофилактического пространства, которое превратит школу в безопасную среду. Не место куда вы отводите ребенка и забываете его там, а может наоборот помните что он там, и дико тревожитесь как бы его учителя не испортили. А место которое становится местом безопасности и развития.

И чтобы как-то схематически изобразить эту надеюсь не утопию, а близкую реальность, я прошу у вас обратить внимание на заключительный слайд. Вот собственно субъекты профилактики и одновременно субъекты образовательного процесса. Вы видите что здесь обозначены и учащиеся, и педагоги-психологи, и родители, и волонтеры. И вот постепенно мы начинаем вести работу с каждым контингентом. Мы разрабатываем тренинги и индивидуальные программы для учащихся. Мы подготавливаем курсы повышения квалификации для педагогов-психологов. Мы вот сейчас в данную секунду рассказываем вам как можно подойти к работе с родителями.

Но это капля в море. Мы будем говорить впоследствии о создании родительских клубов. Особом формате родительского консультирования. И так далее и так далее и так далее. Инструментов масса.

Сейчас многие специалисты, в том числе и я работаем над созданием волонтерского движения. Котороя будет работать уже непосредственно в школьном пространстве и быть некоторым посредником между экспертами и учащимися. В формате равный равному. Потому что вы понимаете что наиболее адекватные группы, группы к которым обратятся подростки за советом, являются их группы сверстников, а вовсе не взрослых, которые очень много знают да очень высоко летают. Поэтому вот примерно так как на этом слайде, выглядит общее пространство, профилактическое пространство, которое создают программы интегрированного типа.

Я очень надеюсь что это не утопия а самая близкая реальность. Ну эта реальность окажется тем ближе если не только мы будем на камеру что-то наговаривать и слайды смотреть, но и вы на местах поверить в то что это возможно.

Удачи вам! Всего доброго!

Просмотров: 2536