Каллиграфия и развитие
Как влияют на развитие ребенка каллиграфия и прописи?
Выдержки из интервью профессора Сергея Савельева, радиостанции "Эхо Москвы".
Корреспондент - К нам присоединился по телефону Сергей Савельев - нейробиолог палеоневролог.
Сергей Вячеславович! Здравствуйте, слышите наш вопрос?
Сергей Савельев: Да, я вас слушаю. Здравствуйте, добрый день.
Корреспондент: У нас здесь уже даже целый спор возник, мы едва здесь не подрались. Вот с Алексеем Голубевым. Алексей Голубев почему-то убеждён что если детки не будут писать, что если будут какие-то другие занятия по мелкой моторике, то они обязательно вырастут дебилами. У них обязательно будут неразвиты какие-то участки мозга - это же глупость правда?
Сергей Савельев: нет конечно. Он абсолютно прав.
Корреспондент: Объясните пожалуйста Как мотивировать это?
Сергей Савельев: как раз опыт отучения детей от письма у нас существует на Западе - поэтому там знаете на пакетиках картинки такие - как открывать молоко, как там картошку жарить . 10 миллионов безграмотных только в США. Вот и оставим эту историю. Давайте к нашей.
Корреспондент: Давайте. Умение выводить красиво буковки? Ведь можно же красиво чертить например, можно красиво рисовать миниатюры, можно придумать огромное количество замен.
Сергей Вячеславович: вы глубоко ошибаетесь! Вы хотите сделать что? Вместо письма хотите предложить нашим детям вязать на коклюшках что ли? Вы поймите, что когда вы пишете буквочки эти буквочки представляются составными числами частями слов, а эти слова обладают смыслом и иногда абстрактным, иногда конкретным. Это единственный способ связать двигательную активность, осмысленное поведение и осмысленное планирование содержания движений, которая носит в финале абстрактный характер.
Вот этот способ связывания центров головного мозга у детей является ключевым. Почему? Потому что человек не просто представляет себе слово которое он пишет, он представляет себе смысл стратегически. А если это слово еще и сложное, имеет не конкретное значение, а довольно абстрактное и таких слов много очень, то получается человек начинает задействовать ассоциативные центры, учится их использовать, для того чтобы становиться человеком, а не макакой или там избирателем покладистым.
Понимаете, в этом всё дело! То есть его уже будет невозможно обмануть, потому что когда он научится и действовать и планировать свои действия, и осмысленно понимать что он делает (а это есть простейшая модель в письме с которой начинается человеческая жизнь), то тогда его разводить как лоха в Фейсбуке конечно уже никто не сможет. Потому что он уже будет понимать причинно-следственные связи, и будет понимать что уже простая двигательная активность тоже приводит к результатам иногда к осмысленным.
То есть это способ для мозга развить так называемую верхнюю лобную часть головного мозга. А мозг работает всегда так, это надо понять, у детей это особенно важно.
Если вы развиваете эту область например, занятиями то эта область лучше кровоснабжается, образуется больше отростков нейронов, вырастает больший объем памяти которая там хранится именно в этом месте и увеличивается число связей с другими областями.
Таким образом вы запускаете дифференцировку важнейшей области головного мозга.
Обращаю Ваше внимание, например собаки не очень хорошо владеют письменной речью. Высшие приматы тоже очень плохо.
То есть в чём дело?
Уникальность письменной речи - это уникальный способ связать моторику обезьяны (кто конечно считает что мы произошли от Бога это пожалуйста) но образованные люди те кто считают что мы ближе к природе, от обезьян - то это единственный способ нас сделать отличными от обезьян пока мы растем . Я вот например знаю очень много современных подростков которые не в состоянии писать практически из-за того что они всю жизнь тыкают пальцем. Уровень дебилизации как раз такой же.
Нет. Конечно с точки зрения государственной это очень даже неплохо. Например делать таких дураков, которые только пальцем умеют тыкать и смотреть с открытым ртом на то, что впаривают через наладонный компьютер - это конечно хорошо. С этой точки зрения это конечно совершенно по государственному - отучить детей писать.
Корреспондент: хотел спросить, пока мы не ушли в такие совсем уж очень государственные вопросы. Скажите, а есть ли разница писать курсивом и писать просто печатные буквы?
Сергей Савельев: да. Есть. Именно в том чтобы писать красиво и изысканно. В таком случае вы подключаете еще несколько областей мозга и участвуете в их созревании. Вы их дрессируете. Это так называемая двигательная моторная координация. Здесь еще несколько полей подключается у растущего ребенка.
И тогда он не просто печатными буквами на заборе например, неприличное слово выводит. А когда он по прописям. Между прочим, прописи дореволюционные выдержали почти 30 изданий. В урезанном виде они были в Советском Союзе.
И когда вы пишете не просто прямыми буквами или там печатным шрифтом, а выводите красивые буквы (в этих старых дореволюционных прописях было 3 варианта почерка - прямой обратный и наклонный), которые делают с вашим мозгом такое же полезное дело как сам факт писания. Чистописание развивает ещё и художественные наклонности.
То есть человек планирует цельность написания букв, цельность восприятия и таким образом он не просто украшает буквами свой текст как Александр Сергеевич Пушкин. Это часть эмоционального содержания письма. А мы существа очень эмоциональные.
И почерк конечно, при формировании человеческой личности - аккуратное и красивое письмо, формирует такие же аккуратные и красивые мысли.
Корреспондент: Сергей Вячеславович! Скажите пожалуйста, а если всё перейдет в детских садах и школах на всеобщую компьютеризацию и дети будут везде учиться только по планшетам, что в результате мы получим? И что делать родителям например, которые хотят сохранить правописание?
Сергей Савельев: учить писать. Я за то чтобы в школах всё это возвратили. Сократить например, за счёт уроков ОБЖ и различных занятий по религиозному просвещению. Просто детей нужно воспитывать, их мозг нужно развивать.
Вы же поймите - это сейчас например он пальчиками тыкает. Чуть-чуть еще времени, чуть-чуть помощнее будут компьютеры, будет распознавание речи…
И тогда произойдет вселенское счастье. Наконец детей отрежут полностью от мировой литературы , мировой культуры письменной, от всех старых источников. Они будут чисты и стерильны, готовы на любые подвиги которые им передадут через iPhone или Айпад. Поэтому это будет катастрофа.
Корреспондент: а делать то что?
Сергей Савельев: Как что? Вводить чистописание вопреки всем этим прогрессистам.
И если родители не хотят чтобы их дети были идиотами, то они должны сами об этом заботиться и проводить уроки чистописания с ними дома. То есть водить прописи, учить их писать. А что делать? Потому что всему остальному они и так научатся.
Корреспондент: Спасибо большое! Это было русский профессор, нейробиолог, палеоневролог. Спасибо ему большое за комментарий. У нас результаты голосования: 82% тех кто приняли участие в голосовании уверены что каллиграфический почерк и умение писать курсивом пригодится в жизни, а 18% считает что не пригодится.
PS. Конечно заключительный опрос не имеет ничего общего с тем, что Савельев гоорил. Его речь не сводилась к тому пригодится это в жизни или нет (они бы еще задали вопрос про то, сколько денег за это можно выручить). Нет. Речь шла о более глобальной проблеме — о развитии человека. И при такой постановке вопроса результаты бы в пользу письма вообще были бы абсолютные.
Просмотров: 3605